Заправка авто газом. Плюсы и минусы

Расскажем какой тип газового топлива лучше для заправки автомобиля - пропан или метан. Плюсы и минусы каждого вида. Почему метан лучше, чем пропан - 7 причин.

Пропан или метан

Большинство автомобилей, который переходят на газовое топливо используют пропан. Но производители серийно выпускают машины на метане и считают его перспективным. Чем отличается пропан от метана, какое наиболее перспективно и насколько сокращаются расходы?

Пропан - нефтепродукт, состав которого варьируется в зависимости от времени года. Метан - природный газ, образовавшийся в недрах земли, наиболее экологичен. Формула метана - CH4, а пропана - C3H8. При сгорании получается углекислый газ CO2 и вода, но метан окислить проще, вдобавок продуктов сгорания дает меньше.

Расход топлива при смешанном цикле

Марка машины Бензин (л) Пропан (л) Метан (м3)
Лада Веста 6,9 7,8 6,2
УАЗ Патриот 13,4 15,1 12,2

Почему метан лучше, чем пропан

  • Доступная цена - 21,9 ₽ за м3 на начало 2023 года. По расходу 1 м3 метана примерно равен 1 литру бензина. В средней легковой автомобиль на 100 км пробега расходует 10 м3 природного газа, а стоимость 1 км пути составляет всего 2,1 ₽. А на бензине 1 км пробега обойдётся в 4,6 - 5,2 ₽. Т.е. экономия на метане более чем в 2,5 раза дешевле автомобильного топлива.
  • Метан безопасен, т.к. он в два раза легче воздуха. Он не скапливается в багажнике или под машиной, в отличие от пропана,а в случае утечки улетучивается. По классификации горючих веществ МЧС по степени чувствительности метан входит в самый безопасный 4-ый класс (пропан - 2-ой класс).
  • Метан соответствует высочайшим экологическим стандартам. При использовании метана объем вредных выхлопов машины сокращается до 10 раз, чем у бензиновых моторов.
  • Октановое число выше, поэтому меньше «убивает» мотор. Метан увеличивает срок эксплуатации авто в 1,5 раза. Он не образует отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров двигателя. Тем самым метановое топливо снижает трение и уменьшает износ мотора.
  • Запасы природного газа огромны, их хватит на ближайшие 150 лет.
  • Свойства стабильнее и менее зависимы от температуры окружающей среды.
  • Строительство АГЗС проще, достаточно подвести трубу и поставить компрессорную станцию, нет проблем с доставкой топлива.

Какие недостатки у метана? Главная причина - мало развитая инфраструктура метановых заправок по сравнению с бензиновыми АЗС. Но количество газовых заправок в России растёт - их уже более 700 штук. На всех современных автозаправках от ГазПрома имеется метановое топливо.

К тому же, перевести автомобиль на метановое топливо намного сложнее. Потребуются сложные и дорогие доработки. Поэтому получается, что метан экологичнее, дешевле, безопаснее бензина - увеличивает ресурс двигателя. Но предпочтителен среди частников другой газ - пропан-бутан.

Плюсы и минусы пропана

Расход газа примерно на 10-15% больше, чем бензина, но экономия получается значительная. Затраты на покупку и установку газового оборудования окупаются за 10-20 тысяч километров, т.к. стоимость пропана в полтора раза дешевле бензина. С заправкой, как правило, проблем не бывает - сеть газовых заправок обширна по всей стране.

Газовое оборудование - фактически дополнительный бак, увеличивающий запас хода на 200-500 км. В эксплуатации автомобиль на газу не доставит хлопот. Двигатель пускается на бензине и при достижении температуры +25°С в системе охлаждения переходит на газовое топливо. Автоматика следит, чтобы не обледенел газовый редуктор. Кроме того, переход с одного вида топлива на другое может производиться из салона вручную.

Если сравнивать езду в городе, то заметной разницы между движением на газе и бензине не ощущается. Нет проблем с троганием и реакций на педаль «газа», но в предельных режимах - мощности не достает. Работа автомобиля на газе уменьшает отдачу серийного двигателя мощностью 106 л.с. до 98 л.с. При обгонах на трассе проблема, но решение простое - заранее переключиться на работу бензина.

Главный минус - значительное сокращение объема багажника. Дополнительный бак устанавливают в нишу запаски, а запасное колесо придется перенести в багажник. В хэтчбеках газовый баллон может оказываться в салоне. Уменьшится объем багажника авто за счет складывания задних сидений.

Еще один минус: газ потенциально более опасен, чем бензин. Разумеется, качественно установленное оборудование не доставляет владельцу неприятностей. Но техническому состоянию следует уделять пристальное внимание. Отметим, что газ взрывоопасен лишь в 5-10-процентном соотношении с воздухом, а такую концентрацию создать на открытом воздухе невозможно. Тем более на движущемся автомобиле.

К менее неприятным недостаткам заправки автомобиля газовым топливом можно отнести ухудшение разгонной динамики автомобиля (на 5%), что компенсируется увеличением расхода газа. Кроме того, время горения газа более продолжительное, чем у бензина, температура в камере сгорания выше.

Вопросы и ответы

Нужен ли бензин Пустить холодный двигатель зимой на газовом топливе очень проблематично, поэтому бензин всё равно нужен. Давление насыщенных паров, влияющие на пусковые свойства у газа гораздо ниже, чем у бензинов. Поэтому при пуске переводят в бензиновый режим, а после прогрева обратно в газовый. А современное ГБО последних поколений сами определяют, когда переключать с одного топлива на другое.

Можно ли перевести на газ дизель Дизельному двигателю для самовоспламенения газовой смеси требуетcя запальная доза дизтоплива. Поэтому такие системы получаются очень сложными и дорогими. Нет экономической целесообразности, к тому же дизельные машинs намного экономичнее бензиновых.

Почему газ всё равно пахнет Опытные автолюбители знают, что пропан или метан не имеют запаха. А пахнет специальная добавка - одорант, которая обладает резким запахом и её добавляют для выявления утечек в системе. Но если нет утечек, а запах всё равно ощущается? Такое случается с автомобилями, у которых удалён каталитический нейтрализатор отработавших газов. В воздухе будет чувствоваться запах одоранта.

Сколько помещается в газовый баллон Если баллон имеет объем 60 литров, то в него помещается примерно 50 литров. Почему так? Это сделано из соображений безопасности, чтобы баллон не разорвало изнутри при нагреве. Поэтому внутри установлен специальный мультиклапан, не дающий наполниться больше чем на 85%.

Если годовой побег автомобиля 10-15 тысяч по маршруту «работа-дом», то затраты на ГБО окупятся не скоро. Если автомобиль «рабочий» и ежедневный пробег составляет сотню-полторы километров, то оборудование окупится за полгода.
Что ещё почитать