Как влияют «лысые» шины на поведение автомобиля?

Поговорим про изношенные шины автомобиля - чем они опасны для водителя в критических ситуациях и как их поведение на сухой и мокрой дороге влияет на управляемость и тормозной путь машины. Когда менять старые покрышки на новые?

Поведение на сухой дороге

Оговоримся, что будем оценивать износ шины по сравнению с новой, когда глубина протектора достигает 3,7-4,0 мм. У новых покрышек он имеет глубину около 8-10 мм, т.е. наша резина износились примерно наполовину (не до критического износа). Сначала проверим, как изменяться эксплуатационные качества на сухом асфальте.

протектор изношенной покрышки
Если сравнивать с новыми, то изношенные шины не потеряли ни в динамике, ни в торможении. Разница измерений достигает всего 1-2 процента, что можно списать на погрешность измерений. Если измерить характер управляемости машины на них, то в некоторых ситуациях она лучше, чем на новых. Т.е. изношенные покрышки лучше управляются на сухом асфальте.

Почему так происходит? Это показывает, что глубина протектора уменьшилась, по своим свойствам они больше походят на гоночные «слики». Но, разница по сравнению с новыми шинами - минимальна, и почувствовать её обычный автолюбитель не сможет. А значит говорить об лучшей управляемости не стоит. С другой стороны - при резком торможении автомобиля, максимальном разгоне или в повороте на сухой дороге между шиной и асфальтом появляются продукты износа. А так как протектор минимален, то канавок для их отвода нет, сцепление падает. Особенно при эксплуатации машины в предельных режимах и на высокой скорости.

Поведение на мокрой дороге

Тут многих автолюбителей ждёт сюрприз. Например, свежие шины при «аквапланировании» всплывают при скорости автомобиля 74-76 км/ч. А изношенные - при 66 км/ч! Т.е. разница существенная. Это происходит потому, что уменьшенные ламели на протекторе хуже справляются с большим отводом воды из пятна контакта шины с дорогой. При езде в дождь это можно почувствовать лично - когда машина начинает раньше всплывать при проезде луж и хуже управляться.

Что такое «аквапланирование»? Это когда автомобиль на скорости попал в большую лужу и на время потерял сцепление с дорожным полотном, т.е. он становится полностью неуправляемым.

Если говорить о торможении на мокром асфальте, то разница между новыми и б/у шинами не столь существенна. На результаты влияет не только рисунок и размер протектора, но также состав резиновой смеси. На практике, разница в торможении со скорости 80 км/ч на изношенных покрышках может достигать 4 метров! Это много. Это объясняется, что старые шины должны пробить миллиметровой слой воды при торможении на мокром дорожном полотне, а новый протектор с большим числом канавок и отводов лучше выполняет эту работу.

Если говорить про управляемость, то разница между изношенными и новыми шинами достигает всего 3%. Например, при торможении на мокрой дороге разница может достигать 10 процентов. Это в теории, а на практике ситуация другая. Когда едешь на новых покрышках, то мелкие лужи почти незаметны, эффекта «аквапланирования» не чувствуется. При сильном износе шин заметно всплывание машины на лужах, особенно если их глубина немаленькая. Т.е. получается - на новых, неизношенных шинах управлять автомобилем лучше и безопаснее.

Подведём итоги

Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами может преподнести неожиданные сюрпризы для автолюбителей. Это надо учитывать, особенно при вождении машины в дождь. Чем меньше количество оставшегося протектора - тем критичней может стать ситуация. Так что, эксплуатация «лысой» резины опасна.

Когда менять старые покрышки на новые? В Правилах Дорожного Движения указан предельно допустимый износ. Для его измерения нужен прибор по типу линейки, который измеряет глубину протектора. На практике, при наличии индикатора износа на шине - руководствоваться нужно именно им.
Что ещё можно почитать