Качество сборки автомобилей без дефектов

Расскажем как происходит сборка автомобилей на примере японского завода, где собирают качественные машины. Сравним качество сборки, почему авто, собранные за границей качественней машин нашей сборки.

Как собирают машины за границей

На заводе по сборке машин марки Lexus работают свыше 1000 человек — 10 процентов из них вовлечены в работу над увеличением качества сборки. Т.е. каждый десятый работник следит за качеством собираемых машин, чтобы находилось на максимальном уровне.

Тест перед работой

Перед началом рабочего дня на японском заводе, мастера, которые проверяют качество, должны пройти мини тест. Его суть в контроле качества — определение допустимого размера щелей кузовных деталей или минимального размера царапин на кузове. Тест работники проходят каждый день, и задачи меняются.

Если прошёл на отлично, то работник завода отправляется на ответственный участок, если хорошо — к менее ответственным работам. Те, кто «провалил» тест — могут отстранить от работы.

Не всегда человек находится в отличном здравии, случаются физические или психологические причины, по которым не может в данный день работать. Полностью отсекается человеческий фактор, что позволяет повысить качество собираемых машин и не допускать ошибок.

Ошибки на производстве

На участке сборки авто существует шнур-андон. Если работник заметил неисправность при сборке или дефект, то нужно дёрнуть за шнур и производство остановиться до исправления ошибки.

Японские сборщики автомобилей за день применяют шнур-андон для остановки производства более ста раз. И гордятся этим фактом. Ведь, чем больше раз остановлено производство, тем меньше брака в конечной стадии. Теперь, мысленно, сравните данный процесс с производством на российских заводах, где бояться показать число ошибок и дефектов при сборке или скрывают.

Для примера на автосборочном заводе Haval в Китае переняли опыт с применением шнура-андона. В отличие от японцев, там разрешено дергать за шнур только мастерам и при крайней необходимости. Поэтому теряется смысл в применении шнура-андона и количество брака больше.

Что такое кайзен и такуми

Ещё одна замечательная методика повышения качества сборки авто от японцев — принцип кайзен. Абсолютно любой работник завода может улучшить качество производства. Кому как не простым работникам, известно, что удобно или нет. Если замечают, что можно улучшить производство, например, сделав удобное крепление для инструмента и сократив время сборки, то доработки внедрят в рабочий процесс. Наверное, за это сотрудники получают премию.

Самое главное, что обеспечивает качество сборки на японских заводах — такуми — профессиональные работники завода с большим опытом работы. Они проходят серьёзный отбор. В «такуми» посвящают 2-3 человек в год. Именно профессионалы отвечают за самые сложные моменты сборки автомобилей и повышения качества собираемых машин.

Если сравнить методику сборки автомобилей за границей и как собирают наши машины — две большие разницы. Качество сборки зависит не от передовых решений на заводе и высокотехнологичного оборудования, а от простых людей. Это относится и к отвёрточной сборке SKD.
Что ещё почитать