Содержание:
Печка в автомобиле устроена просто. В отопитель поступает наружный воздух (или внутрисалонный, если включена рециркуляция) и проходит через салонный фильтр, испаритель кондиционера (если есть), а потом в радиатор отопителя (если включена печка). Затем с помощью заслонок воздух направляется в определенные зоны: в ноги, лобовое стекло или лицо.
Также в радиатор по патрубкам поступает охлаждающая жидкость от работающего двигателя. Система контроля жидкостью включает воздуховод, воздушную заслонку с приводами, термостат, регулирующий подачу. Вентилятор обдувает радиатор и подает разогретый поток воздуха внутрь автомобиля, обдувая салон авто.
Выход из строя одного из составляющих системы повлияют на функционирование всего механизма. Например, заклинит термостат и двигатель не сможет выйти на рабочую температуру (80—90°C), поэтому в машине будет холодно при работающей печке на полную мощность.
Если в 20° мороза салон автомобиля прогревается до 16 градусов в ногах, и до 10° под потолком, значит отопительная система работает исправно. Автомобилю требуется в среднем 10—20 минут, чтобы жидкость прогрелась до необходимой температуры и начала обогревать автомобильный салон.
Тепло от печки (если это не автономное Вебасто) не сразу обогревает салон после запуска мотора. Жидкость тоже замерзла и ей нужно время на прогрев. Например, оптимальное время прогрева двигателя зимой составляет от 10 минут. Мотор прогреет антифриз от минуса до примерно 60 градусов. После из сопел отопительной системы будет идти тепло. Поэтому бывалые водители не сразу включают печку, а спустя несколько минут.
Также поначалу следует использовать систему рециркуляции, т.к. нагреть более теплый салонный воздух проще, чем забортный. Но потом её надо отключить, чтобы исключить запотевание стекол.
Выделяют несколько причин, из-за которых нормальная работа обогревающего устройства невозможна.
Попадание воздуха в момент замены жидкости, или в отопительную систему при разгерметизации ГБЦ (головки блока цилиндров). Первым делом, проверти уровень антифриза в расширительном бачке под капотом. Он должен быть между отметками min и max. Если мало антифриза, то долейте до уровня. Только не лейте воду!
Заклинивание в закрытом, открытом положении. Если во время продолжительного движения на высоких скоростях печка греет слабо, а на низких хорошо, значит термостат застопорило в открытом положении. Когда регулятор клинит в закрытом положении, то двигатель во время езды перегревается, хотя печка работает исправно.
Проверить легко. Нужно посмотреть на уровень температуры прогретого двигателя. Он должен быть около 90 градусов. Если не греет до этой температуры, значит термостат завис.
Рекомендуется производить замену один раз в год. Бывает, что все детали отопительной системы автомобиля исправны, а печка дует слабо даже на больших скоростях. Смените фильтр салона, он наверное зарос грязью и воздух через него проходит слабо.
Поломке подвержены печки в автомобилях отечественного производителя (ГАЗ, ВАЗ, УАЗ). Причиной могут быть пересыхание резинок, закисание рычага. В этом случае требуется замена крана или всего радиатора.
Поломке характерна некорректная работа вентилятора в определенных режимах. Обычно причиной служит вышедший из строя температурный датчик в салоне авто.
Также случается, что заслонка, которая направляет воздух в радиатор отопителя или в обход начинает сбоить. Тогда часть холодного воздуха пойдёт мимо радиатора отопителя без нагрева. Если заедает привод заслонки, то поможет чистка и смазка узла. А если разрушилась сама заслонка — то придётся её менять.
Самая очевидная проблема для печек с ручным управлением — сломался электровентилятор. А вот для машин с климат-контролем всё сложнее — ведь за работу заслонок и вентилятора отвечает автоматика. Для диагностики понадобится сканер, который сможет считать коды ошибок.
Прежде чем приступать к устранению неполадок, внимательно наблюдают как функционирует печка, как именно проявляются поломки охлаждающей системы. Ниже приведена таблица с возможными причинами и методами их ликвидации.
Возможные причины поломки | Как проявляется неисправность | Что делать |
---|---|---|
Завоздушена система охлаждения двигателя и отопления салона | Медленное прогревание салона.
Печка подает то горячий, то холодный воздух, или только холодный. |
Дать поработать двигателю вхолостую.
Проверить герметичность головки блока цилиндров. |
Уровень антифриза снизился | Вентилятор дует холодным воздухом. | Долить антифриз в бачок. Если проблема не уходит, проверить патрубки и шланги на наличие течи. |
Заклинивание термостата в открытом положении | Салон нагревается медленно (в машине холодно)
Дует холодный воздух из печки. Из печки поступает то холодный, то горячий воздух. |
Требуется срочная замена термостата. |
Засорение радиатора | Идёт холодный воздух на прогретой машине (слабо греет печка). | Очистить поверхность радиатора.
Избавится от накипи и отложений внутри системы охлаждения. Если проблема осталась — заменить радиатор. |
Неисправность отопительного крана или рычагов управления заслонками | Холодный воздух из печки. | Проверить, на месте ли тросик, находящийся на рычаге управления заслонками или отопительного крана |
Засорение салонного фильтра | Слабый поток горячего воздуха (плохо дует печка).
Двигатель надсадно гудит во время работы. Стекла в салоне потеют. |
Заменить фильтр |
Вентилятор слабо подает горячий воздух | Печка слабо подает горячий воздух. | Для выявления причин поломки и их устранения обратиться в сервисный центр. |
Вентилятор не запускается | Печка в машине не включается. Если включается, но горячий воздух подается слабо. | Заменить предохранитель. Установить электронную систему управления вентилятором.
Для выявления причин поломки и их устранения обратиться в сервисный центр. |
Не работает блок управления печкой | Печка слабо греет, дует холодным воздухом, или не включается.
Из печки поступает то горячий, то холодный поток воздуха. |
Для выявления причин поломки и их устранения обратиться в сервисный центр. |
Отпала перегородка радиатора | Шланги, ведущие к радиатору, горячие. Антифриз не поступает в соты радиатора. | Единственный выход — замена радиатора. |
Выход из строя помпы двигателя | Печка работает, но не греет. Свистящий звук под капотом. Горячий шланг на входе в помпу, холодный на выходе. | Порвался ремень коленвала. Заклинивание «крыльчатки», самой помпы.
Стирание внутренней поверхности крыльчатки агрессивными веществами, из-за чего она прокручивается при вращающемся шкиве. Требуется замена запчасти. |
Чтобы печка работала исправно, быть уверенным, что система не подведет в самое неподходящее время, необходимо соблюдать некоторые условия.