Как увеличить жесткость кузова машины

Многие автолюбители при тюнинге автомобиля устанавливают под капотом растяжки, проставки колёс или развальные пластины, для мотора - дополнительные опоры или стабилизаторы подвески, что придает дополнительную жесткость кузову машины и улучшает управление. Расскажем зачем ставят растяжки кузова авто, проставки колёс и что даёт каркас безопасности.

Растяжка-распорка передних стоек

Самая популярная железка. Устанавливается между верхними опорами стоек кузова, соединяя так называемые «стаканы», лишая свободы перемещения. Основное назначение - увеличить жесткость и улучшить управляемость авто. На первый взгляд растяжка смахивает на обрезок водопроводной трубы. Но они изготавливают из специально подобранных труб с учетом размеров, материалов и характеристик автомобиля. Особое внимание уделяют качеству сварных соединений.

Зачем они нужны? Дело в том, что кузов автомобиля не обладает достаточной для «активной» езды жесткостью со всеми вытекающими последствиями, одно из которых - «вялый» руль.

Иногда исправляют ошибки конструкторов. Бывает кузов хлипкий и поэтому посредственная управляемость. Кроме того, в "хлипких" неукрепленных кузовах ресурс снижается из-за появления трещин в металле и надрывов, где появляется коррозия. При этом "расшатанный" кузов вызывает снижение пассивной безопасности, ухудшение управляемости и устойчивости. Выходит, что растяжка не лишняя опция.

Расстояния между чашками кузова автомобилей одной модели из-за допусков на неточность бывают разными. Если в иномарках разбег между контрольными точками может составлять пару миллиметров, то в отечественных машинах 10 мм - не предел. Поэтому распорки бывают регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемая изготавливается с точными размерами отверстий для крепления, соответствующими чертежам конструкторов. Лучше приобрести такую, но только для новых машин, иначе будут проблемы с установкой из-за несовпадения размеров. Регулируемая распорка рекомендуется к применению на авто с нарушенной геометрией.

Несъемные конструкции получаются в результате крепления распорок с помощью сварки. При этом распорка получается вваренной в силовую структуру кузова, что обеспечивает самую прочную и жесткую конструкцию. Поскольку даже сильно затянутое резьбовое соединение может "дышать", то при сварке это исключено.

Растяжка помогает устранить «уплывание» углов установки развала-схождения, если кузов автомобиля ранее деформировался в результате наезда на бордюр. Она делает управление авто более «острым», что помогает при объезде препятствий.

Растяжка снизу машины

Существуют растяжки, которые устанавливаются снизу автомобиля. Это дополнительный подрамник, который может располагаться продольно и поперечно. Конструкция поперечной балки-растяжки связывает опоры (стойки) крепления рычагов подвески. Данные элементы не позволяют кузову "играть" и "расползаться".

Материалы для изготовления балок-растяжек: углеродистая и нержавеющая сталь, алюминий, титан. Сечение профиля растяжки напоминает простые геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник. Кроме практического применения, балки выполняют декоративную функцию. Для этого растяжки окрашивают в "боевые" цвета или хромируют детали.

Перед установкой нужно помнить, что автомобильный кузов рассчитан так, чтобы во время удара мог деформироваться, сложиться определенным образом. Поэтому при установке растяжек возникает противоречие между дополнительной жесткостью авто и направлением деформации.

Дополнительная опора двигателя

Дополнительная опора для мотора ограничивает максимальное перемещение (клевки) при торможении двигателем, резком трогании автомобиля с места и при наезде на неровности. Ещё ей приписывают свойство, препятствующее самовыключению передач в трансмиссии (для отечественных машин). Следует сказать, что она нужна не только в тюнинге автомобиля, но и при обычной эксплуатации. Двигатель будет меньше трястись, станет больше комфорта.

Стабилизатор задней балки

Устанавливается на заднюю балку переднеприводных автомобилей, увеличивая угловую жесткость, уменьшает боковой крен автомобиля и улучшает сцепление колес на поворотах, а также распределяет нагрузку на амортизаторы при наезде на неровности одного из колес.

В реальной жизни при попадании в яму задним колесом оно вывешивается настолько, что при столкновении шины авто с краем препятствия частенько вырывается шток заднего амортизатора. Или когда машина проезжает выступающие препятствия, т.е. «ловит» колесом кирпич, ее амортизатор работает «на пробой», что не способствует долговечности последнего. Если балка усилена стабилизатором, такого не произойдет. Получается - эта дополнительная деталь задней подвески является спасителем амортизаторов.

В продаже также имеется штанга стабилизатора поперечной устойчивости для передней подвески, отличающаяся от стандартной увеличенным (с 18 до 21 мм) диаметром стального прутка.

Пластины изменения угла развала задних колес

Что еще есть для тюнинга машины? Например, регулировочные детали (развальные пластины на -1 градус).

Эти пластины, имеющие неодинаковую толщину, призваны придать задним колесам автомобиля отрицательный угол развала величиной в 1 градус. Это решение пришло из авто спорта, но там разваливают задние колёса до минус 2-3 градусов, что не приемлемо для гражданских машин. Также многие иномарки имеют с завода отрицательный развал задних колёс для лучшей управляемости.

Отрицательный угол развала увеличивает площадь пятна контакта заднего колеса с дорогой, соответственно при этом возрастает сила сцепления с дорогой при действии бокового ускорения. Т.е. колеса в повороте будут «подминаться» в меньшей степени. Поэтому улучшается прохождение скоростных поворотов, улучшается стабильность при воздействии боковых нагрузок. Дополнительный плюс - уменьшается износ шин автомобиля.

Пару слов скажем про проставки колёс (передних и задних). Они могут увеличить колею автомобиля на определенную величину. Обычно устанавливают детали шириной от 10 до 40 мм. Главное, чтобы потом шина не задевала арку колеса. Что они дают? Можно будет ставить на машину более широкие шины с широкой низкопрофильной резиной. Улучшиться управляемость, вид автомобиля станет более агрессивным и спортивным.

Каркас безопасности

Следующим элементом, предназначенным увеличить жесткость кузова, является каркас безопасности авто. В зависимости от сложности возможны различные варианты усиления. Самый простой - арки над головами водителя и пассажира. Сложные - пространственный скелет, объединяющий в одну силовую структуру чашки передней и задней подвески, пороги и боковины, а также клетку салона.

Каркас бывает съемным и неразборным (вваренным). Разборный - чаще всего клетка безопасности в салоне, закрепленная к боковой стойке, порогу или полу. Вваренный - сложная по конструкции основа, связанный с силовой структурой автомобильного кузова, применяется при серьезном тюнинге. К спортивным и гоночным каркасам предъявляют жесткие требования по форме, размерам, применяемым материалам и установке.

При установке сложных каркасов машина превращается из 4-5 местной в двухместную. Поскольку задние сиденья отдают для переплетения и крепления труб. Исходя из размера труб и их установки, создаются определенные трудности с обзорностью. К ним крепят четырех- или пятиточечные ремни.

Материалом для изготовления каркасов является сталь, иногда алюминий. В среднем он весит 25-40 кг. Часто его окрашивают в яркие цвета. Поверх труб на некоторые участки наносят защиту и обшивают элементы поролоном или вспененной изоляцией. Спортивный автомобиль без каркаса безопасности не допустят к соревнованиям.
Что ещё можно почитать