Тюнинг подвески автомобиля. Основы
Всё про тюнинг подвески автомобиля - что нужно дорабатывать в первую очередь. Расскажем что такое демпфирование, кинематика и угловая жесткость подвески.
Что можно изменить
Подвеска с жесткими амортизаторами обеспечивает хорошую устойчивость авто, но в большей степени передает неровности дороги на пассажиров и снижает уровень их комфорта. Напротив, подвеска с мягкими амортизаторами позволяет получить более комфортную езду, но снижает управляемость. Поэтому каждая конкретная конструкция подвески - результат компромисса между управляемостью и комфортом.
Параметры подвески авто для изменения можно разделить на три группы.
- Демпфирование - способность подвески противостоять колебаниям колёс после проезда через неровности.
- Кинематика - обеспечивает оптимальное положение колеса относительно дороги.
- Уговая жесткость - распределяет нагрузку между колёсами во всех режимах движения.
Демпфирование подвески
Функции демпфирования в подвеске автомобиля выполняет амортизатор. Его назначение - борьба с резким распрямлением пружины после проезда через неровности. Это может привести к неоднократному отскоку колеса от поверхности дороги, дать ему выполнять свои функции - обеспечивать устойчивость и управляемость автомобиля. Какие здесь возможны нюансы?
Чем жестче пружина и тяжелее у автомобиля неподрессоренные массы, тем
эффективнее должен быть амортизатор. Но амортизаторы, создающие одинаковые усилия и обладающие равной «жесткостью», совершенно по-разному работают на медленных ходах подвески. Потому, что их характеристика имеет разную форму. В одном случае она может быть резко нарастающей с самого начала и пологой в конце. Другие амортизаторы имеют прогрессивную характеристику: с ростом скорости усилие нарастает медленно, затем резче и резче.
Что следует предпочесть
Прогрессивные амортизаторы позволяют автомобилю «не замечать» мелкие неровности и неплохо работают на крупных. Но не исключена раскачка на длинных дорожных волнах. С ними машина становится «плотной», подробно повторяет профиль дороги и отзывчивей на минимальные движения рулем.
Кинематика подвески
Куда сложнее обстоят дела с кинематикой. Казалось бы, не все ли равно, по какой траектории движется колесо во время хода подвески - параллельно себе или слегка отклоняясь? Оказывается, нет.
Самый радикальный способ ослабить влияние плохой кинематики на управляемость машины - резкое увеличение жесткости и
уменьшение хода подвески. Если углы установки колес при сжатии и отбое изменяются не оптимально, то пусть делают это в меньших диапазонах. Добиваются традиционным способом - установкой коротких и жестких пружин и специально подобранных амортизаторов. После уменьшается клиренс и перераспределение нагрузок на колёса при разгоне, торможении и в поворотах. Это еще один шаг к улучшению управляемости авто.
При доработке подвески «ужесточением» важно помнить, что жесткими должны быть не только пружины. «Сопливые»,
податливые сайлентблоки, позволяющие колесам произвольно перемещаться во всех направлениях - плохи. Обычно меняют на полиуретановые или устанавливая жесткие стальные сферические шарниры.
Обязательная процедура при тюнинге передней подвески переднеприводных машин -
замена стандартной растяжки. Актуально при замене стандартных шин на низкопрофильные, которые лучше цепляются за асфальт. Кстати, растяжки устанавливают в заднюю подвеску и усиливают связь центральной балки с рычагами. После подвеска приобретает функции «многорычажки»: нагруженное при движении по дуге внешнее колесо слегка поворачивается в сторону, противоположную повороту.
При этом авто избавляется от недостаточной поворачиваемости.
После данных изменений в подвеске заново выставляют новые
углы установки колес. Кастер увеличивают, а задние колёса ставят «домиком», придавая им отрицательный угол развала - это улучшает устойчивость в поворотах.
Что такое угловая жесткость
Это способность автомобиля
противостоять угловым колебаниям.
Представьте момент входа в поворот. Водитель поворачивает руль, на машину начинает действовать центробежная сила, искривляющая траекторию движения. Она вызовет крен и увеличение нагрузки на внешние колеса. Но на какое: переднее или заднее? Оказывается, дополнительную нагрузку принимает колесо, подвеска которого имеет большую угловую жесткость.
Для устойчивости и управляемости машины это имеет большое значение. Чем сильнее колесо прижимается к дороге подвеской, тем большую боковую силу развивает. Представим, что
поворот предельный, проходится на высокой скорости. Сцепление с дорогой потеряет в первую очередь колесо, на которое приходится максимальная нагрузка. Если оно находится на передней оси, то возникнет снос - автомобиль поедет прямо. Если на задней - занос неизбежен.
Усиливая подвеску автомобиля стабилизаторами поперечной устойчивости, нужно позаботиться о правильном соотношении их жесткостей. Если задний окажется чересчур мощным, автомобиль станет «острым» - выдержать точную траекторию в повороте будет непросто. Немногим лучше обратная ситуация: сильно усиленный передний стабилизатор отбивает у машины охоту куда-либо поворачивать.