Как бороться со ржавчиной на авто
Расскажем как появляется коррозия на автомобиле и как с ней бороться. Советы по удалению ржавчины на машине из личного опыта (преобразователи и цинкование).
Почему автомобиль начинает ржаветь
Ржаветь способно только железо, которые окисляются после соединения металла с водой.
Коррозия металла – электрохимический процесс, при котором с анода (его роль выполняет металлический кузов) эмиссируются электроны и через электролит (вода с незначительной примесью солей) попадают на катод (металлические части). В результате железо машины преобразуется в оксид железа – то есть ржавеет.
Если природа у «бытовой» коррозии электрохимическая, то
любые сколы краски до металла - потенциальные места коррозионного поражения. Стоит там появиться электролиту в виде воды - и ржавление не заставит ждать.
Понимание процесса коррозии даёт инструменты для борьбы с ней. Т.к.
кузов машины сделан из железа, то анод и катод найдутся всегда, а вот с электролитом должны что-то делать. Кстати, именно из-за большей насыщенности различными солями химических реагентов, которые используют коммунальные службы зимой, машина и начинает усиленно ржаветь в этот период.
Пути борьбы с коррозией
Человечество придумало барьерную защиту от коррозии, не допускающую физического контакта металла с внешней средой и протекторную.
Барьерная защита - это краска и лак, всё что защищает поверхность от атмосферы.
Принцип протекторной защиты в другом: окисляться должен «жертвенный» металл - например, цинк, находящийся со сталью в непосредственном контакте. В результате электрохимической реакции корродирует цинк, а не железо. Подобное покрытие эффективно даже при наличии дефектов, а защита работает тем дольше, чем толще слой цинка. Многие знают о хорошей стойкости к коррозии оцинкованных кузовов, яркий пример - автомобили Ауди 100, которые даже через 30 лет находятся в хорошем состоянии.
Расскажем о пути борьбы с коррозией на автомобиле.
Пассивный
Необходимо покрыть металл кузова изолирующим покрытием – т.е. загрунтовать и покрасить. Этот процесс является эффективным способом предупреждения коррозии. Но необходимо постоянно следить за цельностью защитного покрытия, проверять на мелкие повреждения – трещины, удары и сколы на кузове.
Также к этому пути относят мероприятия, связанные с чистотой машины – мойка (раз в две недели) и периодическая обработка воском – по нему вода быстрее стекает с покрытия.
Активный
Основан на использовании различных покрытий на металл. Для этого применяются мастики, герметики и антикоррозионные материалы. В основном препараты используются на наиболее подверженных коррозии участках машины – днище, пороги, арки. Дополнительная защита эффективна, только если наносится на абсолютно чистые и сухие поверхности, иначе под пленкой защиты может остаться вода, которая продолжит процесс коррозии.
Электрохимический
Используется реже из-за высокой стоимости и необходимости постоянного питания установленного электронного прибора. Благодаря изменению электродного потенциала, процессы коррозии в автомобиле начинают проходить только в определённом месте. Катодом является не кузов машины, а специальный электрод, который ржавеет вместо неё.
Все пути защиты автомобиля идеально взаимодополняют друг друга, но иногда случается промашка и процесс появления ржавчины появляется во всей буро-рыжей красе. Тут нужно действовать оперативно, т.к. запустить процесс коррозии просто, а избавиться гораздо сложнее.
Как удалить самому
Сначала, нужно тщательно удалить ржавчину. Для этого используется слабый раствор щелочной кислоты, которым обрабатывается поврежденное место, а затем удаляется механически (шкуркой или металлическими щётками). Тщательно соблюдайте требование инструкции, т.к. кислота достаточно агрессивна и разъедает ржавчину изнутри. Этот процесс нужно вовремя остановить.
Также эффективны
преобразователи или модификаторы ржавчины, которые в результате химической реакции преобразуют оксид железа в таннат железа и являются более стабильным веществом. Качественные модификаторы содержат полимеры и выступают в роли грунтовки. Минус - если оксид металла не обработается во всем объёме и останется, то процесс коррозии будет продолжаться.
В магазинах легко найти преобразователи ржавчины различных видов. Стоимость не высока. Процесс обработки прост: сначала зашкуриваем поврежденное место до чистого металла, затем наносим состав (можно кисточкой) и оставляем на выдержку до 12 часов в зависимости от инструкции. Не пугайтесь, когда очищенный участок станет зеленным цветом, - это работает модификатор ржавчины.
Цинкование кузова
Электрохимический метод защиты кузова от коррозии считается самым лучшим. Но его редко используют из-за сложности для обычного автолюбителя. И напрасно, ведь цинк является протектором по отношению к стали - пока он есть, металл ржаветь не будет. И сделать цинкование можно своими руками в гаражных условиях или на даче. Понадобиться только набор для цинкования кузова - стоит примерно 1250 ₽.
В его комплект входит очиститель ржавчины, раствор для цинкования, провода длиной до 4 метров и специальные электроды. Нужно подсоединить плюс от аккумулятора и наносить эти химические реактивы последовательно. Сначала удаляем ржавчину с кузова автомобиля, а потом наносим слой цинка. Например, обработка небольшого скола площадью 3 см
2 займёт примерно 10-15 минут, даже у начинающего мастера.
Далее все стандартно – место, с которого удалили ржавчину (или преобразовали её) шпаклюется, грунтуется и красится. Действия повторяются при необходимости. Чтобы предотвратить появление ржавчины на авто в будущем, рекомендуется сделать антикоррозионную обработку.