Адаптивный свет автомобиля

Расскажем про автомобильные фары - что такое система адаптивного света машины и как работает. Прогресс от обычных галогенок до современных светодиодов и крутых лазерных и пиксельных фар.

Что это такое

На современных автомобилях появилась адаптивная система ближнего света. Она способна заглядывать за поворот, дополнительно освещать пешеходов вдоль обочины, и не слепит встречных водителей. Система обеспечивает несколько различных типов световых пучков.

сравнение светодиодных и матричных фар машины
Самые простые системы предлагают подсветку противотуманными фарами (реализовано на «Ладе Весте») или отдельными секциями в медленных поворотах (удобно на парковках или во дворах). Активируются при вращении руля авто или включении указателя поворота.

Следующий уровень - поворачивающие на небольшой угол вслед за рулём секции ближнего света. Это удобно для водителей на трассе. Камера на лобовом стекле может отслеживать встречные или попутные автомобили - и автоматически переключать дальний на ближний и обратно.

Наиболее современные матричные фары. Они постоянно светят дальним светом, а чтобы никого не слепить, «вырезают» отдельные сегменты светового пучка напротив других автомобилей.

Как работают на практике

Адаптивный свет обеспечивает несколько режимов: широкоформатный городской, пригородный с учетом рельефа, дальнобойный трассовый, для плохой погоды. Чтобы режимы менялись автоматически, использован контрольный блок, собирающий данные от датчиков скорости движения, освещенности, печки, дождя и положения руля. И даже от навигатора - фары заранее узнают, в какой режим им переходить в следующую минуту.

как работает система адаптивного света авто
Асимметричное распределение света в загородном режиме (езда со скоростью до 90 км/ч по дорогам с поворотами и подъемами различной крутизны) позволяет осветить проезжую часть ярче и под более широким углом. Для водителя длина видимого участка увеличивается на 10 м, что позволяет лучше ориентироваться и вовремя реагировать на происходящее впереди.

Как только скорость переваливает за 90 км/ч, включается двухступенчатый режим «трасса». Сначала возрастает мощность ламп (с 35 до 38 Вт), а затем, при скорости свыше 110 км/ч расширяется угол освещения. Результат – мощный световой поток по всей ширине дороги, убивающий темноту впереди на 120 м. Водитель может оценить дорожную обстановку на 50 м дальше, чем с обычными фарами.

Адаптивный свет призван облегчить езду в тумане. Если скорость автомобиля падает ниже 70 км/ч, а водитель включает заднюю противотуманку, система начинает действовать. Левая ксеноновая фара поворачивается наружу на 8° и наклоняется. Таким образом, дорога «под ногами» видна как на ладони. Эта функция работает вплоть до 100 км/ч.

фары не слепят встречного водителя
Продолжением служит «угловой» свет – если водитель встает на перекрестке с включенным «поворотником», противотуманная фара с этой стороны автоматически зажигается, улучшая обзор вбок. Функция активна, если водитель поворачивает руль на большой угол, а скорость не превышает 40 км/ч.

Светодиодная оптика

Светодиоды используют в задних фонарях авто, благодаря лучшему быстродействию. Они зажигаются быстрее, чем обычные лампы накаливания, а это может сократить тормозной путь сзади идущего автомобиля. По мнению инженеров, многосекционные светодиодные фары должны вытеснить ксеноновые.

современная фара автомобиля Ауди

Достоинства диодов

  • Занимают гораздо меньше места.
  • Срок службы превышает 10 000 часов – столько в среднем живет сам автомобиль.
  • Скорость срабатывания диодов гораздо выше галогенных или ксеноновых фар.
  • Потребляют меньше электричества.
  • Если диоды объединены в группы, каждую легко контролировать по отдельности.
Например, с ростом скорости возникает необходимость в более мощном свете. Но дальнобойность фары ограничена условием: встречных ослеплять нельзя. Светодиоды позволяют найти компромисс.

За ветровым стеклом устанавливают камеру, следящую за впереди идущими машинами. Камера соединена с компьютером, который контролирует дистанцию между автомобилем и другими объектами и выбирает оптимальную дальность света. «Скорострельность» диодов позволяет в доли секунды увеличивать или уменьшать освещенную зону, не допускать ослепления водителей и обеспечивать максимальную световую отдачу.

компьютерная система управления светом авто

Иерархия светодиодного головного света

Самые простые фары имеют от 10 до 20 статичных светодиодов. Второй уровень - матричный свет и 20-40 световых элементов на фару, электроника которых может затемнять отдельные вертикальные секции, чтобы не слепить других водителей.

На третьем уровне находятся пиксельные фары, которые имеют ещё больше светодиодов (до 100 на каждую фару) и разделены на вертикальные и горизонтальные секции с возможностью регулировки каждого отдельного пикселя.


Высший уровень - пиксельные фары с дополнительными лазерными секциями дальнего света, которые на пустой дороге при скорости более 80 км/ч освещают дорогу на 500 метров вперёд. Если камера засекла впереди другую машину, то «лазеры» сразу отключаются.

Следующий шаг - лазерные фары. Они экономичнее в два раза обычных светодиодов: на каждый затраченный ватт энергии генерируют не 100 люменов, а 170. При этом компактнее, лучше освещают дорогу и дальше, но существенно дороже.
Что ещё почитать