Всё про масло для двигателя

Расскажем как подобрать моторное масло для автомобиля. Все характеристики. Что такое классификация по SAE и API. Что лучше - SM, SN или SP. Отличие масла для бензина и дизеля. FAQ

Какое нужно

Производители машин ещё на стадии проектирования определяются с марками масел. Поэтому масло, указанное в инструкции по эксплуатации автомобиля - правильный выбор.

Если не желаете заливать оригинальное фирменное масло, можно обойтись неоригинальным. Чтобы не лишиться гарантии, следует выбирать его с допуском и одобрением производителя. Это один из главных ориентиров при выборе. В одобрении указывается название марки машины и специальный индекс, который сравним с заводским.

выбор масла для двигателя машины из нескольких вариантов
Российское законодательство не ограничивает право владельца автомобиля использовать технические жидкости любого бренда. Главное, чтобы спецификации продукта соответствовали рекомендациям завода-изготовителя.

В случае поломки мотора, дилер может отказать в гарантийном ремонте только, если экспертиза установит, что автомасло было поддельным.

Классификация по SAE

При подборе моторного масла нужно смотреть на классификацию по SAE (обозначение на канистре). Это те самые цифры вроде 10W-40. Первое «10W» обозначает температуру, а «40» - вязкость. О каждом параметре поговорим отдельно.

обозначение 10w40 на канистре автомасла
Два числа, разделенные буквой W, обозначают, что оно всесезонное. Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, при обозначении 0W-40 нижний температурный порог равен -35°С, а у 15W-40 он составляет -20°С.

Диапазоны работы масел
Минимальная температура холодного пуска двигателя, °C Класс вязкости по SAE Максимальная температура окружающей среды, °C
ниже -35 0W30 25
ниже -35 0W40 30
-30 5W30 25
-30 5W40 35
-25 10W30 25
-25 10W40 35
-20 15W40 45
-15 20W40 45

Со средним климатом рекомендовано использовать «универсальное» 10W - подойдет для большинства машин. Если зимы суровые, то следует заливать масло класса не ниже 5W (лучше всего - 0W). Для летней эксплуатации подойдет 10W.

Второе число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости при 100°С. Чем больше цифра, тем более густое масло. Например, «20» - очень густое масло, «30» - густое, «40» - стандартное, «50» - жидкое.

Современные моторы требуют масло низкой вязкости, т.к. оно обладает низкими энергосберегающими свойствами и позволяет экономить топливо. С конвейеров заливают жидкости с вязкостью не выше 30. Если пробег машины большой и заметен увеличенный расход, то следует заливать масло с повышенным индексом вязкости.

Рекомендации

  • при маленьком пробеге автомобиля (или новый двигатель) необходимо применять масла классов 5W30 или 0W20. У новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники работают при меньшей вязкости.
  • при пробеге более 100 000 км (технически исправный двигатель) лучше применять масла класса 5W40. При больших износах несущая способность компенсируется ростом вязкости.

Классификация по API

Классификация масел по условиям применения разделена на две категории - «S» и «С». К категории «S» (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к категории «С» (Commercial) - предназначенные для дизелей.

год выпуска машины и классификация по api
Уровни по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории «S» на классы (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN и SP). Чем вторая буква дальше от начала алфавита - тем лучше. Для бензиновых двигателей самой современной является маркировка SP, а для дизелей - CF. Для обозначения универсальных масел, которые применяются для бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SN/CF.

Все жидкости качеством выше SL можно отнести к энергосберегающим - они позволяют экономить топливо. Разница при реальной эксплуатации составит 2-3%. Вряд ли её почувствуете.

Следует выбирать масло самого последнего класса по классификации API. На упаковке должно быть обозначение маркировки не ниже класса SM или SN. Именно данный класс дает лучшие характеристики работы двигателя авто и снижают расход на угар.

Несколько дополнений

  1. Есть европейская ACEA. В ней требования (легковые) А5/В5 гораздо жестче, чем у SM. Соответственно, масло получившие сертификацию по ней, более качественное.
  2. Начиная с SM и SN масло можно использовать в турбированных моторах по умолчанию. О чем присутствует примечание на упаковке. Использовать его в моторах с наддувом, где не указано, что оно подходит для турбомоторов, крайне опасно.
  3. Самая современная спецификация - это API SP, которая введена 1 мая 2020 года. Но ранее появилась спецификация API SN Plus (с 2018 года) - её отличие от API SN в добавление специального теста, оценивающее явление LSPI (нежелательное раннее зажигание) в моторах с прямым впрыском топлива и турбонаддувом. Масла уровня API SN Plus и выше зажигают авто от эффекта нежелательно раннего зажигания.
  4. В зависимости от климата могут возникнуть отклонение по SAE от рекомендованных производителем.
  5. Экономия топлива за счет менее вязкого масла - самый минимум. А применение менее вязкого масла, чем рекомендовано производителем, вредно для мотора. Особенно в жару. Давление в системе падает и смазка мотора ухудшается.

Вопросы и ответы

Что лучше: 5W-40 или 5W-30 5W-40 — имеет более высокую плотность и улучшенные свойства защиты. 5W-30 — более текучее, легче прокачивается, экономичней в отношении топлива. Тогда вопрос 5W30 или 5W40 - выбор не водителя, а технической особенности двигателя. У японцев и американцев большее предпочтение на 30, а европейцы разрабатывают в пользу 40. Если авто с большим пробегом, то рекомендуется использовать 5W40 или 10W40.

Что лучше: 0W-40 или 0W-30 Какое лучше на морозе и даст уверенный холодный пуск. Многие автолюбители считают, что оба, т.к. перед маркировкой W стоит ноль, а число после не должно влиять на холодный пуск. Это в теории, а на практике низкотемпературная вязкость масла 0W-30 обычно ниже, чем у 0W-40. Поэтому лучше выбирать «тридцатку» для зимы, если это позволяет автопроизводитель.

Вместо 0W-20 залить 10W-40 Делать этого не рекомендуется, даже для использования летом. Ведь температура двигателя от времени года не зависит, он постоянно работает в определенном рабочем диапазоне. Поэтому более вязкое масло, например 10W-40, может забить масляные каналы. В отличие от жидкого 0W-20, которое по консистенции напоминает воду. Если производитель рекомендует «двадцатку», то заливаем имеено её для этого конкретного мотора.

Какую марку выбрать У разных производителей есть своя «фишка» для продукции. Например, компания Shell делает упор на моющих свойствах «топовых» масел Helix Ultra, масла Teboil отличаются хорошими пусковыми свойствами и характеристиками при низкой температуре (до минус «сорока»), а рекламный ход корпорации ExxonMobil - набор разных «люксовых» масел серии Mobil 1 для двигателей авто с маленьким, средним и большим пробегом.

Castrol делает ставку на технологию «усиленной жидкости». Она применяется в серии Edge и благодаря ей на повышение давления в месте контакта деталей масло отвечает локальным повышением плотности плёнки.

Что такое полнозольные масла Они имеют маркировку Full SAPS и выпускаются с большей зольностью, чем обычные. Это нужно для борьбы с некачественным топливом. У таких масел более высокая моющая способность. Но они могут негативно влиять на ресурс систем доочистки выхлопных газов. Так что масло Full SAPS применяют для старых машин, а также в автомобилях с вырезанными катализатором.

В современных авто с трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором и системой понижения токсичности отработавших газов нужно заливать масло со средней и низкой зольностью (Mid SAPS и Low SAPS).

Отличия в маркировке ACEA. Обозначения на канистре Ax/Bx соответствуют Full SAPS, а ACEA Cx - Low SAPS и Mid SAPS (объединены в одну категорию).

Что такое HTHS Термин HTHS переводится как высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига. Он указывает на энергосберегающие свойства моторного масла и несущую способность масляной плёнки. Чем меньше HTHS, тем меньше потерь на трение и лучше энергосбережение. Чем выше HTHS, тем выше прочность масляной плёнки. В таблице ниже приведена взаимосвязь HTHS и SAE.

HTHS меньше 3,5 HTHS больше 3,5 HTHS больше 3,7
xW-8/12/16 xW-30 15W/20W/25W-40
xW-20 0W/5W/10W-40 xW-50
xW-30 xW-60

Про минеральные масла Главный плюс минеральных масел для двигателя - низкая цена. По эксплуатационным свойствам они сходны по уровню API SL. Условная граница между минеральными и синтетическими маслами проходит примерно по классу вязкости 10W-40. Масла с вязкостью 15W и выше можно изготовить полностью на минеральной основе. Масла с вязкостью 10W и 5W требуют добавления синтетических компонентов (считаются полусинтетическими), а для 0W применение минеральных компонентов исключено - не хватит низкотемпературных свойств.


Какой срок хранения Не важно в какой ёмкости хранится моторное масло - в бочке или канистре. Срок хранения в любой таре составляет 5 лет. А если масло было в двигателе, а машина не эксплуатировалась, то замена должна производится в сроки согласно заводскому интервалу. Ведь в канистре воздуха совсем мало (не более 5% от общего объема), а мотор постоянно связан с атмосферой через вентиляцию картера. Масло окисляется и портится быстрее, чем в закрытой таре.

Также внутри мотора масло находится в контакте с продуктами сгорания и окисления, вступая в различные химические реакции. Поэтому масло стареет даже если машина не ездит и меняют не только по пробегу, но и по возрасту.

Можно ли залить отечественное масло Этот вопрос актуален для владельцев иномарок. Если производитель указывает только спецификацию API, то рекомендованная вязкость масла должна быть аналогичной. И время года не важно - температура двигателя в рабочем состоянии всегда примерно одинакова. Если автопроизводитель требует ещё одобрение, то лучше применять его. Но отсутствие одобрения не говорит, что продукт чему-то не соответствует. И в крайнем случае можно обойтись без него.

Отечественные масла для двигателя сравнимы со многими иностранными - ведь при производстве используют современную базовую основу и пакеты присадок. Главное не нарваться на подделку и покупать в фирменных магазинах. Или выбирайте в жестяных банках, которые трудно подделать.
Что ещё почитать