Устройство внедорожников. Углы съезда и рампы

Автолюбители называют их "джипами" по известной марке Jeep, сами производители величают как SUV. Поговорим про устройство внедорожников и узнаем, что такое углы съезда-въезда и рампы и на что влияют?

Измеряем "внедорожность"

Двигатель для внедорожников. Важным показателем здесь является не столько мощность, сколько крутящий момент, передаваемый колесам. При чем максимальное свое значение он должен принимать при как можно меньших оборотах двигателя, т.е двигатель должен "тянуть на низах". Таким требованиям удовлетворяют дизельные моторы. Если выбирать между бензиновыми и дизельными моторами, разумнее склониться к последнему варианту. Дизели удовлетворяют не только техническим, но и экономическим требованиям.

внедорожники и их устройство
Трансмиссия - важный элемент настоящего внедорожника. Существует множество конструкций и выбор зачастую зависит от располагаемой суммы денег. Сцепление - усиленное, чтобы выдерживать большие нагрузки, которые возникают, когда едете по местности, на которой "не ступала нога человека".

Коробки передач, в основном, устанавливаются механические с ручным переключением. Есть также и автоматические, но для опытного "джиппера" важнее не комфорт, а проходимость. Он знает, когда лучше подоткнуть вторую передачу, а когда можно преодолеть препятствие и на четвертой. Автоматические коробки - агрегаты дорогие, ремонт их тоже не дёшев, а в лесу, на рыбалке или охоте может случится всякое. Поэтому лучше остановится на "механике". Также обратите внимание на передаточные числа всех элементов: КПП, главная передача, раздаточная коробка.

Раздаточная коробка обязательно должна иметь понижающую передачу, которая увеличивает передаваемый крутящий момент на колеса. Например, попали с проселочной дороги на песчаный участок. Будьте любезны, вот вам понижающая! И разницы между грунтовкой и песком почти и не заметите, разве что в скорости.

Дифференциалы бывают межколесные и межосевые. При повороте автомобиля его передние, управляемые колеса проходят разное расстояние, поэтому требуется немного мощности передать от одного колеса другому. Для этого и служат межколесные дифференциалы, та же история и с межосевыми. Но на бездорожье они только мешают автомобилю: одно колесо застряло и стоит как мертвое, а другое бешено крутится.

В таком случае поможет блокировка дифференциала - колеса будут получать равное количество мощности и появится возможность преодолеть большую лужу грязи. Дифференциалы могут быть с ручной и автоматической, полной или частичной блокировкой.

Кузов для внедорожников

Исторически сложилось, что несущим элементом внедорожника должна быть рама как наиболее прочная и неуязвимая. В последнее время инженеры предлагают потребителям машины с несущим усиленным кузовом. Но такая конструкция не обладает солидным запасом прочности, который есть у рамы.

кузов внедорожника и его проходимость
Снизу все узлы и агрегаты автомобиля должны быть надежно защищены от попадания травы, грязи, камней. Производители предлагают владельцам стальные, а иногда даже кевларовые листы для защиты моторного отсека. От конструкции кузова напрямую зависят геометрические показатели проходимости: клиренс, углы въезда-съезда и угол рампы.

Клиренс или дорожный просвет - это расстояние между низшей точкой кузова и поверхностью дороги. Чем он больше, тем лучше. Но до определенного момента. При увеличении дорожного просвета поднимается центр тяжести автомобиля, что не самым благоприятным образом сказывается на устойчивости.

Что такое угол вьезда и рампы?

Угол вьезда Углы съезда-въезда характеризуют крутизну подъема которую можно преодолеть без контакта каких либо элементов кузова с грунтом. Чем короче свесы кузова - бампера, фаркоп, лебедка - тем круче подъемы, которые сможет преодолеть внедорожник.

Угол рампы (угог переката) - максимальный угол эстакады, которую сможет преодолеть автомобиль, не касаясь днищем верхнего перелома этой эстакады. На угол рампы влияет размер базы автомобиля (расстояние между передней и задней осью). Чем больше база, тем меньше угол переката автомобиля.

Угол рампы Подвеска внедорожника должна быть энергоемкой, чтобы гасить большие удары о неровности грунта. Вальяжность некоторых конструкций, которой увлекаются американские инженеры, на бездорожье не уместна. При прохождении участков с наклонами такая подвеска может сыграть злую шутку и привести к опрокидыванию автомобиля.

Ход подвески должен быть большим для снижения вероятности диагонального вывешивания, когда от земли отрываются два колеса разных осей по диагонали. Такое условие позволяет внедорожнику проходить ямы и траншеи внушительных размеров.

Неплохо было бы установить на колеса бедлоки - специальные устройства из двух колец, соединенные болтами. Они предотвращают разбортовывание колеса даже при полном отсутствии давления в нем. В грязи помогут грипперы - резиновые полосы с протекторами и шипами, надевающиеся на колеса, а для сугробов и льда - цепи.
Что ещё можно почитать