Устройство внедорожников. Углы съезда и рампы

Автолюбители называют их «джипами» по известной марке Jeep, сами производители величают как SUV. Поговорим про устройство внедорожников и узнаем, что такое углы съезда-въезда и рампы - на что влияют?

Какая конструкция?

Нужна основа. Это должен быть проверенный временем внедорожник, который обладает хорошими геометрическими параметрами и при должной доработке способен покорять любое бездорожье. В качестве примеров используют такие машины, как Лада Нива (упрощенный вариант), УАЗ Патриот (доступный вариант), ГАЗ-66 (проверенный вариант) или такие экзотические, как ГАЗ Тигр. Подойдет любой надежный внедорожник с рамой (например, Ленд Крузер 80).

Двигатель. Важным показателем здесь является не столько мощность, сколько крутящий момент. При чем максимальное значение он должен принимать при как можно меньших оборотах, т.е двигатель должен «тянуть на низах». Таким требованиям удовлетворяют дизельные моторы.

Трансмиссия - важный элемент настоящего внедорожника. Существует множество конструкций. Сцепление - усиленное, чтобы выдерживать большие нагрузки, которые возникают, когда едете по сложной местности.

Коробки передач устанавливаются механические с ручным переключением. Ставят также автоматические, но для опытного «джиппера» важнее не комфорт, а проходимость. Он знает, когда лучше подоткнуть вторую передачу, а когда преодолеть препятствие на четвертой. Автоматические коробки - агрегаты дорогие, ремонт не дешёв, а на бездорожье может случится всякое. Поэтому лучше остановится на «механике». Также обратите внимание на передаточные числа всех элементов: КПП, главная передача, раздаточная коробка.

Раздаточная коробка обязательно должна иметь понижающую передачу, которая увеличивает крутящий момент. Например, попали с проселочной дороги на песчаный участок. Будьте любезны, вот понижающая! Тогда разницы между грунтовкой и песком не заметите, разве что в скорости.

Дифференциалы бывают межколесные и межосевые. При повороте машины его передние, управляемые колеса проходят разное расстояние, поэтому требуется немного мощности передать от одного колеса другому. Для этого нужны межколесные дифференциалы и межосевые. Но на бездорожье они только мешают: одно колесо застряло и стоит как мертвое, а другое крутится.

В таком случае поможет блокировка дифференциала - колеса будут получать равное количество мощности и появится возможность преодолеть грязь. Дифференциалы бывают ручные и автоматические, с полной или частичной блокировкой.

Любой самопальный джип собран из разных деталей. Например, диски с шинами от трактора Т-150, сиденья от «Волги», подвеска от БТР-80. Это делается, для улучшения проходимости и замены стандартных деталей проверенными решениями. Всё зависит от целей. Если нужно для «покатушек», то ставим новые мосты, большие колеса, шноркель - и в путь. Для серьезных переделок, потребуется полное изменение конструкции, где от основы остаётся только рама и кузов с салоном внутри.

Какой должен быть кузов?

Несущим элементом внедорожника должна быть рама как наиболее прочная и неуязвимая. Есть машины с несущим усиленным кузовом - «паркетники». Но такая конструкция не обладает солидным запасом прочности, который есть у рамы.

джип может менять дорожный просвет в зависимости от ситуации
Снизу все агрегаты должны быть надежно защищены от попадания травы, грязи, камней. Производители предлагают владельцам стальные, а иногда даже кевларовые листы для защиты моторного отсека. От конструкции кузова напрямую зависят геометрические показатели проходимости: клиренс, углы въезда-съезда и угол рампы.

Клиренс или дорожный просвет - расстояние между низшей точкой кузова и поверхностью дороги. Чем он больше, тем лучше. Но до определенного момента. При увеличении дорожного просвета поднимается центр тяжести, что не лучшим образом сказывается на устойчивости.

Пример переделки УАЗ Патриота

Перед постройкой демонтировали стандартные мосты и установили «гибридные» под колеса большого диаметра. Они имеют размер 1300х700 R21 со сверхнизким давлением 0,2-0,25 кг/см2 (для перемещения по болотистой местности). Для примера, человек оказывает давление на грунт приблизительно 0,35 кг/см2.

Установка системы автоматической подкачки шин обойдется в сто тысяч рублей. Обычное давление в покрышках для перемещения по дорогам составляет для данного джипа 0,5 атмосферы, для грунта - 0,3. А перед покорением болот нужно стравливать давление до 0,2 атмосфер. Иначе застрянете.

Подшипники и сальники заменили на импортные, главную пару с передаточным отношением 2,78 поставили от УАЗа. Машина получилась тихоходной, но на бездорожье это помогает. Не забыли про усиление рамы в местах крепления подвески.

На переднюю подвеску установили специальные амортизаторы, которые обеспечивают лифт подвески на 50 мм. Высота автомобиля достигла 2,5 метра. Сзади поставили усиленные рессоры от «Газели». Раздаточная коробка от БТР-60. Всё это делается, ради увеличения хода подвески, чтобы было невозможно вывесить колесо в глубоких ямах.

Установили дизельный двигатель рабочим объемом 1,5 литра. Мощность - всего 110 л.с. Максимальная скорость до 120 км/ч. По ощущениям, ехать больше 60 км/ч - не комфортно. Общественные дороги - не его стихия, его предназначение - форсировать болота, куда не проедет обычный кроссовер. Расход топлива не менее 17 литров и зависит от режима работы. Чем тяжелей - тем больше расход.

Что такое угол вьезда и рампы?

Углы съезда-въезда характеризуют крутизну подъема которую можно преодолеть без контакта каких либо элементов кузова с грунтом. Чем короче свесы кузова - бампера, фаркоп, лебедка - тем круче подъемы, которые сможет преодолеть внедорожник.

Угол рампы (переката) - максимальный угол эстакады, которую сможет преодолеть автомобиль, не касаясь днищем верхнего перелома этой эстакады. На угол рампы влияет размер базы машины (расстояние между передней и задней осью). Чем больше база, тем меньше угол переката.

Подвеска внедорожника должна быть энергоемкой, чтобы гасить большие удары о неровности грунта. Вальяжность некоторых конструкций, которой увлекаются американские инженеры, на бездорожье не уместна. При прохождении участков с наклонами такая подвеска может сыграть злую шутку и привести к опрокидыванию автомобиля.

Ход подвески должен быть большим для снижения вероятности диагонального вывешивания, когда от земли отрываются два колеса разных осей по диагонали. Такое условие позволяет внедорожнику проходить траншеи внушительных размеров.

Неплохо бы установить на колеса бедлоки - специальные устройства из двух колец, соединенные болтами. Они предотвращают разбортовывание шины даже при полном отсутствии давления. В грязи помогут грипперы - резиновые полосы с протекторами и шипами, надевающиеся на колеса, а для сугробов и льда - цепи противоскольжения.
Что ещё можно почитать