Строение колеса и шины автомобиля

Расскажем про строение и устройство колеса автомобиля. Из чего состоит и что такое шина. Чем различается радиальная конструкция от диагональной.

Строение колеса

По назначению колёса автомобиля делятся на ведущие, управляемые ведомые и комбинированные (одновременно ведущие и управляемые). Они воспринимают и сглаживают удары от неровностей на поверхности дороги. От них зависят управляемость, устойчивость и плавность хода.

Колесо состоит из:
  • обода - на него монтируется покрышка. На покрышке есть кольцевой выступ, за счет которого покрышку удается установить и надежно зафиксировать на ободе. При установке покрышка закрывает обод;
  • бортового кольца - удерживают шину на колесе и выполняет функцию замочного кольца;
  • колёсного диска - бывают штампованные, кованые, литые и составные (для грузовых машин). На дисках колёс выполнены конические отверстия, которыми колесо устанавливают на шпильки или гайки. Совпадение конусов гаек и отверстий на дисках обеспечивает точную установку колёс;
  • шины.
Устройство колеса легкового автомобиля: 1 - диск колеса, 2 - обод, 3 - борт, 4 - камера, 5 - боковина, 6 - корд, 7 - протектор.

Строение шины (покрышки)

Основное предназначение — сцепление с дорогой. Бывает камерной или бескамерной. В камерной находится резиновая камера заполненная воздухом. В бескамерной шине полость между покрышкой и ободом герметична, т.к. непосредственно заполняется воздухом. Поэтому диск бескамерной шины отличается наличием уплотняющих буртиков на ободе. Современные производители выпускают покрышки для легковых машин без камеры.

Покрышка состоит из протектора и каркаса (корда), а также боковин и бортов.

Ее внешняя поверхность имеет небольшие канавки, которые обеспечивают сцепление с дорогой. Она называется протектором. Он защищает шину от ударов, механических повреждений, определяет управляемость. Рисунок протектора отличается у разных брендов шин может быть для хороших дорог (применяют мелкий рисунок), универсальным и специальным для бездорожья (крупный рисунок протектора). Зимой используют шипы в протекторе.

Протектор шины плавно соединяется с боковинами покрышки, которая отличается гибкостью. Область соединения этих двух элементов шины называется плечом, она выполнена из прочного материала, т.к. должна выдерживать определенные нагрузки. Благодаря плечу повышается жесткость шины, она становится устойчивой к боковым нагрузкам. 

Каркас является главной частью покрышки, её силовой основой. Выполняется из нескольких слоев специальной ткани – корда. Он воспринимает давление сжатого воздуха изнутри и нагрузки от дороги снаружи. Материалом корда могут служить: хлопок, металлическая проволока, нейлон, стекловолокно и прочие материалы.

Оптимальным решением является брекер с нитями корда, свитыми из тонких стальных проволочек. По сравнению с текстильным, данный корд имеет во много раз меньше растяжение. Но есть минусы: он менее терпим к нагрузкам. Если при проколе шины, в брекер попадает вода, особенно с химическими реагентами, то быстро разрушается от коррозии.

Альтернатива - применение синтетики, обладающая достоинствами текстильных нитей, но лишена недостатков стальных прутьев.

Диагональная и радиальная конструкция

В диагональных шинах нити корда располагаются перекрестно, угол наклона составляет 35 - 38°. Они соединяют боковины покрышки по диагонали. Такие покрышки встречаются только для грузовых автомобилей и спецтехники.

В радиальных шинах нити корда расположены под прямым углом по отношению к бортам. Основными достоинствами являются: хорошее сцепление с дорогой, малое сопротивление качению и большой срок службы. Радиальные шины более современные, чем диагональные. Они используются на современных автомобилях. С ними машина устойчивее на дороге, экономичнее и динамичнее.

Чтобы протектор хорошо держал дорогу, он должен приноравливаться к её неровностям - быть достаточно гибким. Чему корд каркаса почти не препятствует. Но деформация боковины шины не желательна - она ухудшает управление автомобиля.


Для решения этой задачи используют дополнительное силовое кольцо из несколько слоёв корда. Его называют брекер, он не допускает сильных деформаций в боковом направлении. Чтобы брекер обладал необходимой жесткостью, нити в нём уложены не радиально, а диагонально.

Маркировка

На боковине шины можно увидеть надпись 185/60 R15. Это означает:
  • 185 – её ширина в миллиметрах,
  • 60 – соотношение высоты шины к её ширине в процентах,
  • R – радиальная конструкция (с радиальным расположением нитей),
  • 15 – посадочный диаметр в дюймах (один дюйм равен 2,54 сантиметра).
Ошибкой многих автолюбителей является заблуждение, что буква R в маркировке указывает на радиус. Эта буква с числом 15 никак не связана. Она указывает, что данная резина - радиальной конструкции, в отличие от устаревших диагональных. А число 15 - посадочный диаметр по ободу колеса. 15 дюймов = 381 мм.
Что ещё почитать