Шипы для автомобильных покрышек

При выборе зимних шин автолюбители ориентируются на наличие или отсутствие шипов. Поговорим про плюсы их использования на покрышках - конструкция и из чего делают.

Конструкция - для чего нужны

Шипы состоят из двух деталей: корпуса и твердосплавной вставки. Задача корпуса - удержать шип в теле протектора в течение всего срока службы шины. А штифт (твердосплавная вставка) должен вгрызаться в дорожную поверхность, увеличивая коэффициент сцепления на скользком покрытии.

замер выступа шипов для зимней шины
Для изготовления вставок используется карбид вольфрама и еще ряд соединений. Каких не сообщается: у каждого производителя свой фирменный рецепт твердого сплава. Известно, что некоторые добавки достигают твердости 1500 единиц по Виккерсу. Для работы на льду или снегу такая прочность не нужна, но зато на асфальте вставка изнашивается с той же интенсивностью, что протектор шины.

По окончании зимнего сезона на асфальте остаются колеи, шипованная резина работает как фреза. Поэтому, согласно Техническому регламенту Таможенного союза, для шин, выпущенных после первого января 2016 года, выступание шипов должно составлять 1,2 мм ±0,3 мм.

Из чего делают?

Поначалу корпуса шипов были стальными. Как только развернулась борьба за сохранение дорожного покрытия и масса их была ограничена, появились модели с пластмассовыми корпусами. Масса пластикового шипа в сборе со вставкой составляет всего 0,7 грамма, а самые легкие стальные весят 1,1 грамма. Пластмасса иногда не выдерживает нагрузок в сочетании с низкой температурой и шипы вываливаются из протектора.

Практически у всех производителей появились модели с алюминиевыми корпусами. Легированный алюминий по прочности приближается к стали, а по весу к пластмассе - масса его составляет 0,9 грамма. Покрыт тефлоном, чтобы облегчить монтаж в посадочное отверстие и увеличить коррозионную стойкость.

Кстати, коррозия заставляет усложнять форму корпуса. У основания традиционного шипа имеется всего один фланец, и в зазор между корпусом и резиной постепенно проникают соль, песок и вода. Начинается пагубный процесс коррозии. Чтобы поставить преграду на пути агрессивной среды, на корпусе шипов делают по два - три фланца. К тому же, много фланцевые шипы прочнее держатся на своих местах. Их недостаток - они сложнее в изготовлении.

Протектор шипованной резины состоит из двух слоев: поверхностный, более мягкий, отвечает за сцепные свойства с дорогой. Внутренний твердый слой удерживает шипы, вставленные в отверстия специального профиля. Кроме того, под каждым шипом предусмотрена специальная подушечка из мягкой резины, чтобы при движении по твердой поверхности шип утапливался внутрь, меньше повреждая дорогу и увеличивая комфорт при езде.

Количество шипов в шине

Чтобы не разрушать дороги производителей заставили уменьшать количество шипов или делать так, чтобы они не оказывали пагубного влияния на асфальт. Появились новые способы ошиповки, которые включают экологичный якорный шип с увеличенным фланцем и мягкую резиновую смесь в основании - поэтому они хорошо амортизируют и бережно воздействуют на дорожного полотно.

На современных покрышках используют облегченные шипы. Весят всего 0,7 грамма, но имеют прямоугольную твердосплавную вставку - благодаря этому они обеспечивают минимальный тормозной путь и наилучшую динамику разгона. Но главное технологическое отличие - посадка на клей. Благодаря этой технологии «приклеенные» шипы отлично держатся на своих местах и уменьшилось их выпадение в 2 раза!

После покупки шипованные шины проходят «обкатку». Она подразумевает плавное трогание и торможение, а также небольшую скорость (60-80 км/час) на первых 200-300 км пробега. Также, стоит чаще проверять давление в шинах. Это позволит избежать преждевременного износа шипов и их выпадания.
Что ещё можно почитать