Тюнинг электроники двигателя

При серьезном тюнинге двигателя система управления машины ("мозги") не справляется с контролем впрыска и зажигания. Чтобы решить эти проблемы, разработаны специальные компьютеры для спортивных автомобилей. Расскажем - что это такое и для чего нужны в тюнинге авто.

Контролеры впрыска топлива и зажигания

Заводскую систему управления зажиганием меняют, когда необходимо оптимизировать состав топливной смеси. Устанавливают контроллер впрыска топлива или Fuel Controller. Их выпускают фирмы: Apexi, Greddy, HKS.

В зависимости от модели и производителя контроллер впрыска полностью или частично вмешивается в работу серийной топливной системы или происходит замена штатного блока впрыска. Иногда требуется модернизация топливной системы, замена топливного насоса и форсунок на более производительные, регулятора давления топлива - на более мощный или регулируемый.

Топливный контроллер позволяет изменить время впрыска для правильного подбора состава топливовоздушной смеси.

Когда необходимо заменить систему зажигания, то устанавливаются цифровые контроллеры зажигания, производимые фирмами Crane, Electromotive, HKS. Контроллеры управления зажигания позволяют менять опережение зажигания, длительность искры, мощность разряда, а некоторые даже число импульсов искрообразования за одно зажигание.

Как разновидность чип-тюнинга, существует услуга по установке перепрошитых блоков управления. Штатный ЭБУ заменяют на "чипованный", где изменения "железа" материнской платы сочетаются с новой программой работы. Новый алгоритм позволяет практически полностью использовать потенциал двигателя автомобиля. Программа нового ЭБУ обеспечивает оптимизацию зажигания, подачу топлива, давления наддува.

В систему закладывают новые параметры отсечки, необходимой для безотказной работы двигателя в жестком режиме. А именно работы при высоких оборотах и давления наддува, благодаря которому и достигается повышение динамических показателей. Прирост мощности достигается посредством замены блока.

Гоночные ЭБУ - для авто спорта

Самый продвинутый вариант - установка новых гоночных "мозгов". Его можно порекомендовать при тюнинге мотора "под спорт". Такие гоночные ЭБУ производятся компаниями AEM, Apexi, Edelbrock, Electromotive, HKS, MoTeC.

Установка гоночного контроллера заставит работать мотор так, как хотите. Его применяют, когда исчерпаны возможности серийного ЭБУ для настройки. Программируемый ЭБУ позволяет корректировать на ходу алгоритм работы впрыска, зажигания, давление наддува, фазовращение распредвала и дополнительно управлять системой NOS.

Программируемые ЭБУ берут функции контроля над двигателем и значит должны контролировать обороты холостого хода, прогрев мотора, включение вентилятора охлаждения, дополнительный топливный насос и т.д. Т.е. гоночные ЭБУ предназначены для построения новой системы управления мотором, в которую входит сам компьютер, программное обеспечение, различные датчики системы и соединительная проводка.

В серийные машины гоночные контроллеры пришли из автоспорта, т.к. гоночные моторы требуют эффективной системы управления. Например, с 1,6-литрового вазовского "восьмерочного" мотора в спорте снимают более 200 л.с. А этой мощностью надо управлять.

Никакие чипы и модули не научили бы серийный компьютер - "мозг" так масштабно и быстро "думать", поскольку "заряженные" моторы развивают в 1,5 раза больше оборотов и питаются обогащенной смесью. Поэтому имеют в два раза больше форсунок, чтобы обеспечить топливом высокооборотистый двигатель.

"Настройка" мотора производится специальной программой или мотор-тестером, соединенным через разъем с гоночным ЭБУ. Настройка компьютера сложна, требует стендовых и дорожных испытаний, чтобы мотор работал без провалов и перебоев. При этом меняется карта зажигания, времени и угла опережения впрыска топлива. Поэтому внимание уделяют программному обеспечению, которое позволяет на ходу вмешиваться в работу мотора и регулировать мощность.

При выборе степени модернизации двигателя для тюнинга необходимо учитывать сложность самостоятельной настройки. Также могут возникнуть проблемы относительно подачи топлива при разных режимах работы ДВС. Ведь "заряженный" авто надо чем-то "кормить", а это дополнительные затраты.
Что ещё почитать